К методам управления относятся

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Соблюдение принципов управления можно рассматривать как залог успеха управления. И своей книге «Общий индустриальный менеджмент» Анри Файоль излагает основные принципы управления. Он не утверждает ни того, что принципы эти или их воплощение непреложны, ни того, что к методам управления относятся приводит сколько-нибудь полный их список. Напротив, он пишет, что «количество принципов управления беспредельно. Сам он рассматривает четырнадцать принципов управления. Разделение труда — принцип, цель которого «производить больше и лучше при тех же усилиях». Специализация, по утверждению Файоля, является одной из примет естественного порядка вещей. Он считал, что «разделение труда имеет свои границы, определяемые к методам управления относятся нашим опытом, так и чувством меры». Власть — «право отдавать распоряжения и требовать их выполнения». Файоль различает «официальный» связанный с занимаемой должностью, получаемый «по уставу» и «личный» авторитет обусловленный такими качествами, как интеллект, жизненный опыт, цельность и способность играть роль лидера. Личный авторитет первоклассного управляющего является «обязательным дополнением» власти официальной. Дисциплина — «по сути, сводится к послушанию, прилежанию, энергичности, к методам управления относятся поведению и внешним знакам почтения, соблюдаемым в соответствии с существующим между фирмой и работниками соглашением». Файоль полагает, что в различных организациях дисциплина может иметь разные формы, и настаивает на том, что она всегда является одним из существеннейших их элементов. Единство распорядительства — «подчиненный должен получать приказы только от одного начальника». Согласно Файолю, двойные приказы в любом случае являются источником напряжения, смущения и конфликтов. Единство руководства — «один руководитель и один план для совокупности операций, направленных на достижение одной и той же цели». Если принцип единства распорядительства требовал, чтобы каждый подчиненный получал приказы только от одного руководителя, то данный принцип сводится к единству управления и плана. Подчинение индивидуальных интересов общим — «заставляет вспомнить о том, что к методам управления относятся бизнесе интерес одного подчиненного или к методам управления относятся подчиненных не должен противоречить целям предприятия». Файоль к методам управления относятся внимание на то, что одной из серьезнейших проблем управления является согласование общих и личных или групповых интересов. Вознаграждение персонала — «труды должны быть к методам управления относятся. Файоль рассматривает факторы, определяющие уровень оплаты, но не зависящие от воли нанимателя, такие как прожиточный минимум, предложение рабочей силы, экономическая обстановка и экономическое положение предприятия. Он приходит к следующему заключению: «Вне зависимости от того, какое вознаграждение за труд получает работник — деньги или же такие блага, как тепло, свет, кров, продукты питания, — смысл его состоит в удовлетворении потребностей работника». Централизация — «подобно разделению труда. Рассматривая вопрос о том, какую структуру — централизованную или децентрализованную — должна иметь организация, Файоль сравнивает ее с живым организмом. Вот что он пишет о централизации: «Вопрос централизации или децентрализации — это вопрос меры, вопрос нахождения оптимального для данной ситуации устройства. Скалярная цепь — «властная вертикаль, связывающая все уровни подчинения от высшей инстанции до низших ступеней». Более привычными терминами для определения этого понятия будут к методам управления относятся и «каналы», или «линии коммуникации, субординации». Для того чтобы сохранить возможность контроля избежать при этом излишней потери времени, он предлагает использовать систему делегирования подчиненным прав и ответственности по осуществлению необходимых коммуникаций. Порядок — наличие «места для всякой вещи и всякой вещи на своем месте» материальный порядок и, по аналогии, «места для каждого лица и каждого лица на своем месте» социальный порядок. Эта мысль естественным образом приводит К методам управления относятся к рассмотрению вопроса о надлежащей организации работы и подбора персонала. Справедливость — Файоль считал, что правосудие — это реализация принятых конвенций, справедливость же представлялась ему сочетанием правосудия и доброжелательности. К методам управления относятся руководству в любом случае пристало выглядеть в глазах подчиненных справедливым и благородным, каждый руководитель должен помнить и о дисциплине. Обретение должного баланса между справедливостью и к методам управления относятся требует от руководителя, согласно К методам управления относятся, «немалого здравомыслия, опыта и добродушия». Стабильность состава персонала — имеет отношение к проблемам планирования кадров, совершенствования методов управления и текучести рабочей силы. Файоль считал, что новым сотрудникам должен даваться специальный период для к методам управления относятся с работой и привыкания к новой обстановке. Инициатива — способность составлять план и обеспечивать его выполнение. Она, к методам управления относятся одним из «сильнейших стимулов, определяющих поведение человека», обеспечивает мотивацию и удовлетворенность работой. Корпоративный дух — созидание и поддержание определенной гармонии в организации. Файоль резко осуждает тех, кто придерживается принципа «разделяй к методам управления относятся властвуй». По мнению Питера Хэрриота, сейчас в число принципов и ценностей, к методам управления относятся должны разделять и работники компании, и весь менеджмент, необходимо включить следующие: 1 принцип стремления к взаимному благу. Организация существует на благо ее сотрудников в той же степени если не более тогов какой сотрудники — на благо организации. Представление об организации прежде всего как о социальной системе видится наиболее перспективным с позиции развития человеческого сообщества и каждого человека, с позиции понимания естественного стремления социума и личности к духовному совершенству; 2 к методам управления относятся организации есть развитие ее работников. Если конкурентоспособность сотрудника улучшается, то это способствует усилению интеллектуального потенциала организации, а вследствие этого — преимущественного положения по отношению к конкурентам улучшению перспектив развития организации, коллектива, работников ; 3 сотрудники организации различаются по карьерным перспективам и ожиданиям на разных стадиях своего развития, поэтому следует осуществлять постоянный мониторинг текущего состояния потенциала работников, их ожиданий и соотносить их с перспективами развития организации. Отсюда вытекает и принцип индивидуального подхода, в том числе и в вопросах стимулирования, и принцип необходимости творческого подхода к стимулированию, и принцип динамичности стимулов; 4 к методам управления относятся постижения сути. Если руководство не сможет вникнуть в суть различий между работниками, признать их и вступить по этому поводу в переговоры, оно не сможет добиться сотрудничества; 5 принцип постоянного внимания к работникам. Самые ценные сотрудники к методам управления относятся со временем к методам управления относятся попытки перейти на работу в другую организацию или работать хуже, чем могут. Если вспомнить теорию жизненного цикла живых систем, а также наличие рынка труда и собственных планов развития у каждого работника, то это утверждение к методам управления относятся вызовет к методам управления относятся, а значит, следует быть постоянно внимательным и по отношению к самым, казалось бы, «обласканным» работникам; 6 принцип неизменной уважительности. Перемены, которые отражаются на состоянии рынка труда например, покупательский рынок труда в период экономического спада ,могут привести к изменению баланса различных сил в данном случае баланса сил работника и работодателя. Тем не менее эти колебания в силе позиций не должны влиять принципиальным образом на переговоры с сотрудниками об условиях их работы и развития; 7 принцип взаимопонимания. С другой стороны, организации к методам управления относятся имеют потребности. Выживаемость — главная фундаментальная потребность для всех, и потребность выживания может оправдать слишком высокие ожидания сотрудников. В случае наличия противоречий между интересами отдельного работника интересами коллектива необходима глубокая проработка проблемы, исследование альтернатив развития и открытое обсуждение ситуации; 8 принцип доверия. Переговоры о развитии могут проводиться только в том случае, если отдельный сотрудник и представитель руководства компании могут открыто говорить о том, чего они хотят добиться, и готовы пойти на компромисс, а лучше — на сотрудничество. Доверие является необходимым фактором сотрудничества; 9 принцип стимулирования: определите потребности человека и постарайтесь организовать соответствующий стимул, связав его с нужным трудовым поведением. Общеметодологическим подходом к научному познанию систем является системный и ситуативный подход, о которых сказано выше. Эффективным методологическим приемом науки управления является моделирование. В нашем контексте модель — в широком смысле — любой образ, аналог мысленный или условный: изображение, описание, схема, чертеж, график, к методам управления относятся, карта и т. Моделирование — исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения изучения их моделей; использование моделей для определения или уточнения характеристик и рационализации способов построения вновь конструируемых объектов. Моделирование — одна из основных категорий теории познания: на идее моделирования по существу базируется любой метод научного исследования — как теоретический при котором используются различного рода знаковые, абстрактные моделитак и экспериментальный использующий предметные модели. От представлений об объекте управления зависит характер модели, выбор областей фундаментальных и прикладных знаний, набор используемых для воздействия управления методов, инструментов. Если организация — техническая сис­ тема, то менеджер технократ использует простые модели к методам управления относятся па стимул — реакция; если организация — соци о- техническая система, то модели, законы, принципы технократического подхода должны наполняться социально-психологическим смыслом, исследуемым социологией и социальной психоло­ гией; если управляемая система представляется как экономи­ческая, то следует знать экономические законы и создавать условия для их исполнения; если менеджер видит перед собой личности, группы, то управлять ими следует с пониманием тех факторов, которые специально исследует психология. Со­ временный менеджер должен видеть системную сущность ор ганизации, ее элементов, субъектов, понимать наличие у сис­ темы всех свойств систем и, осуществляя воздействие, знать и стараться использовать широкий набор подходов и методов воздействия на поведение. К методам управления относятся управления — способы воздействия управляю­щего субъекта на управляемый объект, руководителя на воз­ главляемый им коллектив. Следует различать методы управления и методы процесса управления. Методы управления к методам управления относятся законченный акт воздействия на объект управления, тогда как с помощью методов процесса управления выполняются лишь отдельные работы. Методы управления классифицируются по различным признакам. Так, нередко выделяют методы прямого и косвен­ ного воздействия. К методам управления относятся использовании первых приказ, сти­ мул предполагается непосредственный результат воздейст­вия, вторые направлены на создание условий для достижения высоких результатов качество трудовой жизни. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Соотношение их в практике управления отража­ ет характерные черты стиля управления. Методы неформаль­ ного воздействия включают к методам управления относятся работу руково дителя, психологическую атмосферу его взаимодействия с подчиненными, поведение в коллективе и т. Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных закономерностей, присущих производству как объекту управления, на основе специфики отношений, складывающихся в процессе совместного труда. Методы управления используются в комплексе, так как неразрывны и органичны отношения, на которых они базируются. Успешное использование методов управления в значительной степени зависит от глубины познания объективных законов развития производства и управления онтогенетических и филогенетических закономерностей развития и функционирования управляемой системы. В методах управления находит свое выражение практическое использование этих законов. Организационные методы управления базируются на организационных отношениях между людьми. Всю совокупность организационных методов управления можно классифицировать по трем группам: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия. Методы организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это — распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений. Они включают: регламентирование — четкое закрепление функций и работ; нормирование — установление нормативов выполнения работ, допустимых границ деятельности; инструктирование — ознакомление с обстоятельствами выполнения работы, ее разъяснение. Методы распорядительного воздействия предназначены для реагирования на неучтенные моменты организации, корректировки сложившейся системы организации под новые задачи и условия работы. Методы данной группы реализуются в форме директивы, приказа, указания, распоряжения, резолюции, предписания и т. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для поддержания организационных основ работы, четкого и своевременного выполнения установленных задач и обязанностей, ликвидации возникающих отклонений в системе организации. Административные методы управления связаны с властной природой управления: одна сторона вышестоящий орган, должностное лицо наделяется властными полномочиями и вследствие этого может приказывать другой стороне — управляемому. В этом случае наблюдается, как правило, прямая подчиненность. Каждое нижестоящее звено организационно подчинено вышестоящему органу и обязано выполнять все его решения независимо от собственного мнения. Экономические методы управления предназначены для воздействия на экономические отношения. К методам управления относятся выделяются следующие методы: хозяйственный расчет, капитальные вложения, система амортизационных отчислений; плата за фонды; использование фондов развития производства; системы материального стимулирования, распределения прибыли и др. К экономическим к методам управления относятся управления относятся также ценообразование, кредитование, система дотаций, осуществление материальных санкций. Каждый из этих методов специфичен. Часть из них возможно использовать только в широких масштабах управления — народное хозяйство, отрасль и т. Социально-психологические методы управления предназначены для воздействия на социально-психологические отношения между людьми. Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления. Речь идет о направлениях деятельности, методах, приемах, инструментах влияния на поведение людей в организациях, определяющих сферу компетенции современного менеджера и специалиста по персоналу. Социально-психологические методы включают: 1 к методам управления относятся планирование и социальную поддержку; 2 развитие потенциала коллектива, групп и работников; 3 формирование и поддержание благоприятной социально-психологической атмосферы в организации; 4 формирование команд; 5 соучастие работников в принятии решений; 6 формирование привлекательной миссии и видения будущего коллектива, группы, организации; 7 повышение качества трудовой жизни; 8 индивидуальный подход к работникам; 9 создание высокого уровня качества трудовой жизни и т.